Советник по воспитанию рассказала обучающимся что в начале XX века обозначилось два фундаментальных ответвления в образовательной системе:
Традиционное – продолжение традиционных канунов заложенных в религию и социальную педагогику
Реформаторское – основной акцент делался на углублении в личность ребенка. Предлагалось развитие основанное в первую очередь на заложенных способностях в человеке.
Общая идея соединившая многих педагогов-реформаторов, подразумевала под собой создание школы, как инструмента для достижения высокого квалифицированного воспитания самостоятельных, инициативных, предприимчивых членов общества. Полученные знания должны были использоваться по назначению.
Новаторы полагали что требуется использовать только положительные, давшие свои результаты, методы, появившиеся за всю историю педагогической науки. А.Лай обращал внимание на то, что интересы у детей формируются спонтанно, в том числе при появлении конкуренции, инстинкта борьбы. Также были выдвинуты теории о врожденных одарённостях ума. Подтверждать подобные случаи планировалось с помощью тестов.